Гранат, ракушка и разновесы.. 2017. Холст, масло. 50х70 см
Какой мерой мерить?
"Ты всё расположил мерою, числом и весом". Книга премудростей Соломона (11:21)
Как же найти эту тонкую грань, эту меру, эту гармонию между душой и телом
между желаньями и смыслами?
Прекрасны и спелый гранат и сладкая гроздь винограда,
ни с чем не сравнимо удовольствие от бокала
хорошего вина… А золото посуды, витиеватый рисунок на кружке
или шитьё драгоценной скатерти –
как всё это замечательно хорошо, как радуется глаз,
как приятно не только утолить жажду и голод,
но и побаловать себя красивыми вещами…
А может быть, в этом натюрморте всё не так,
как нам кажется с первого взгляда?
Как долго, без вреда для своей души, мы можем бездумно лакомиться,
сидя за столом с драгоценной посудой?
Разломлен гранат, ягоды от виноградной кисти раскатились по столу
(«Все тленно: еда начатая быстрее портится»).
Посуда начинает раздражать золотом и серебром своих бликов…
Да так ли уж она хороша и драгоценна, как казалось вначале?
Золотое шитьё скатерти.
оборачивается неким золотым спрутом, ползущим на стол,
се силы забирающим у своего хозяина
ради роскошного благополучия, которого, может быть уже и нет,
или ему кажется, что уже нет...
Слишком приторно-кисел вкус винограда и граната...
И что это за вино в бокале, который спрятался от нас в тени?
Он наполовину полон или уже наполовину пуст… А что в этой закрытой кружке?
Прекрасный напиток, скисшее питьё или пустота, которую больше нечем наполнить…
Что мы видим на картине: счастливый хозяин натюрморта
с наслаждением угощался фруктами и вином,
или это остатки трапезы, которыми он тщетно хочет насытиться…
Может быть и так, и этак…
Во всём будет мера и гармония, если за изобилием
или нехваткой земных благ человек всегда будет видеть
высокие смыслы жизни, всё одухотворяющие.
Всё в руках Божиих, измерены не только наши поступки,
но и отпущенные нам дары, всё взвешено, всё в меру.
Примем с благодарностью и достаток и нехватку,
как с благодарностью принимаем саму жизнь.
И первый, самый близкий к свету,
тоящий на пути его потока предмет – открытый сундучок разновесами,
как некий символ взвешенности, меры, уравновешенности…
ифры на гирьках, 6 и 9, поворачивающиеся то так,
то эдак, подчеркивают эту амбивалентность окружающего нас мира.
Однако все линии натюрморта (крышка сундучка с разновесами,
нож, складка скатерти, плоскость граната
и расколотого ореха) стягиваются не к гирькам, а к ракушке на дальнем плане.
Раковина – символ бесконечности, бесконечного движения к совершенству,
наполняющего жизнь смыслами,
а на «высшем» уровне осмысления объекта в символике натюрморта
является знаком бренности,
преобразовавшимся в знаки спасения души.
Она удалена вглубь натюрморта, как напоминание,
что за блеском и радостями телесной жизни, так трудно бывает обрести жизнь духовную.
О том же говорят и грецкие орехи,
символизирующие жизнь души, запертой в теле (целый грецкий орех)
и жизнь души воскресшей (расколотый грецкий орех).
Вино, особенно недопитое, символизирует и необдуманно
проживаемую жизнь, и остаток бесполезной роскоши.
А стеклянные бокалы, пустые или наполовину выпитые,
означают хрупкость человеческого существования,
возможность быстрого изменения материального благополучия.
Золотое шитье - тщета роскоши.
Драгоценная утварь и изысканные яства,
которые современники относили к типу “роскошных натюрмортов”,
чаще “прочитывались” ими как призыв к отказу от излишеств.
Три основных цвета натюрморта, красный, желтый и синий,
являются не только базовыми цветами,
но и имеют символический смысл:
Желтый, золотой – символ богатства, и, одновременно, тщеты роскоши.
Красный – цвет энергии и жажды жизни.
Синий - символизирует равновесие.
Таким образом, тщетная роскошь золота посуды и шитья,
вместе с энергией винно-красных оттенков граната,
кружки, скатерти и вина, уравновешивается темно-синим фоном, гроздью винограда,
синим орнаментом скатерти, как
изнь уравновешивает все её элементы, приводя к гармонии.
Борщ. 2016. Холст, масло. 65х110 см. Частное собрание. Москва
Борщ, суп, любая жидкая горячая еда - похлёбка, считается символом искушения
(Исав, Иаков и «Чечевичная похлёбка»), а поскольку, в нашем случае, именно тарелка с борщём
занимает центральное место - это может читаться, как некий символический призыв остановиться и понять,
что всё в этом мире быстротечно и нельзя поддаваться искушению бесконечных удовольствий…
Черствеет хлеб, бьётся хрупкое стекло, вянет зелень, трескается фарфор, рассыхаются доски стола,
серебро покрывается патиной, вино превращается в уксус… но в эту минуту, остановленную в натюрморте,
хлеб мягок, зелень свежа, борщ горяч и нужно с благодарностью
пользоваться этим кратким мигом удовольствия….
Однако, тайные символы и знаки заставляют нас и в это мгновение задуматься,
остановиться в своём беспечном гедонизме:
Наполненный бокал – символ полноты жизни, но стекло – символ её хрупкости, а стеклянные бокалы -
пустые или наполовину выпитые означают хрупкость человеческого существования
Лук – символ трудности познания окружающего мира.
Как слой за слоем мы должны снять с него шелуху, что бы очистить, а, затем лить слёзы,
добравшись до настоящих слоёв, так и человек, «преумножая знания, преумножает скорби»…
Серебряные и металлические вещи – символ бессмысленности
накопления материальных благ («Ржавеет сталь…и т.п.»)
Лимон – «красив снаружи, кисел внутри», символ наказания за очарованность внешней красотой,
без размышлений о внутренней.
Мельница для специй или ступка – символ необратимости медленно текущей жизни
(«Жернова Божьи мелют медленно, но постоянно»)
При этом другие символы нас вдохновляют:
Хлеб и вино – не только символы Евхаристии,
но и символы некой сакральности простых вещей, приятия их не только с радостью, но и с благоговением
Чеснок – символ очищения, символ возрождения души
Грецкий орех в скорлупе - символ души, запертой в своём непонимании,
но, зато расколотый орех – символ возрождения души, соседство двух орехов – целого и расколотого –
символ души, стремящейся к совершенству, размещен перед тарелкой с борщом, как знак того,
что сначала мысли о душе, затем о теле…
Яйцо – символ воскрешения души
Множество овощей, фруктов, зелени – символ благополучия
Белоснежные салфетки и скатерти – символ чистоты
Кроме того, натюрморт можно отнести к «натюрмортам пяти чувств»,
известных ещё со времён барокко, когда в картине можно найти все пять чувств:
1.Зрение–это понятно, картина создаётся для созерцания
2.Осязание – борщ-горячий, водка в графинчике ледяная, сметана-холодная,
супница-горячая, скатерть-льняная, фарфор-гладкий и т.п.
3.Обоняние – пахнет практически всё: сало, лук, чеснок, помидоры, перец, хлеб… и, главное – борщ
4.Слух – звякают: рюмки и графины, ложка и фарфор тарелки, половник и супница …
(создавая этот тип натюрморта, в эпоху барокко, что-бы ввести «слух» в нат-рт,
вводили ноты, муз.инструменты,
позднее стали водить «по-разному звучащие предметы разных фактур», фарфор, стекло, металл и пр.)
5.Вкус – это понятно, в нашем натюрморте вкусного много
Так же наш натюрморт можно отнести натюрмортам «четыре вкуса»:
1.Кислый – уксус, лимон
2.Сладкий – болгарский перец, сахар
3.Горький – чёрный перец, жгучий перец, лук
4.Солёный – соль, солёные огурчики
Другой пласт, это «времена года» в натюрморте:
Зима – лимон, традиционный символ зимы со времён барокко,
так же как специи, чёрный перец, уксус, сало
Лето – традиционные символы: хлеб, колосья, молоко (в нашем случае сметана)
Осень – изобилие овощей
В статье использованы репродукции картин:
1.Хуан Санчес Котан. Натюрморт с дичью овощами и фруктами. 1602
2. Франциско де Сурбаран. Натюрморт с четыремя сосудами. 1633
3. Луис Мелендес. Сливы, инжир и хлеб. 1772
4. Луис Мелендес. Натюрморт с ветчиной, дыней и вином. 1771
Ольга Минкина. Натюрморты Испании // Лазурь.- 2013.- №6.- С. 8-11.
|