8 (916) 601 - 55 - 12
8 (499) 976 - 94 - 70
minkinaolga@bk.ru
Натюрморт-эссе

 

Натюрморт - эссе


Гранат, ракушка и разновесы. 2017. Холст, масло. 50х70 см. 

 

Концепция натюрморта

 

Какой мерой мерить?

 

"Ты всё расположил мерою, числом и весом". Книга премудростей Соломона (11:21)

 Как же найти эту тонкую грань, эту меру, эту гармонию между душой и телом

 между желаньями и смыслами?

Прекрасны и спелый гранат и сладкая гроздь винограда, ни с чем не сравнимо удовольствие от бокала

хорошего вина… А золото посуды, витиеватый рисунок на кружке или шитьё драгоценной скатерти –

как всё это замечательно хорошо, как радуется глаз, как приятно не только утолить жажду и голод,

но и побаловать себя красивыми вещами…

А может быть, в этом натюрморте всё не так, как нам кажется с первого взгляда?

Как долго, без вреда для своей души, мы можем бездумно лакомиться, сидя за столом с драгоценной посудой?

Разломлен гранат, ягоды от виноградной кисти раскатились по столу

(«Все тленно: еда начатая быстрее портится»). Посуда начинает раздражать золотом и серебром своих бликов…

Да так ли уж она хороша и драгоценна, как казалось вначале? Золотое шитьё скатерти.

оборачивается неким золотым спрутом, ползущим на стол, все силы забирающим у своего хозяина

ради роскошного благополучия, которого, может быть уже и нет, или ему кажется, что уже нет... 

Слишком приторно-кисел вкус винограда и граната... И что это за вино в бокале, который спрятался от нас в тени?

Он наполовину полон или уже наполовину пуст… А что в этой закрытой кружке?

Прекрасный напиток, скисшее питьё или пустота, которую больше нечем наполнить…

Что мы видим на картине: счастливый хозяин натюрморта с наслаждением угощался фруктами и вином,

или это остатки трапезы, которыми он тщетно хочет насытиться… Может быть и так, и этак…

Во всём будет мера и гармония, если за изобилием или нехваткой земных благ человек всегда будет видеть

высокие смыслы жизни, всё одухотворяющие. Всё в руках Божиих, измерены не только наши поступки,

но и отпущенные нам дары, всё взвешено, всё в меру. Примем с благодарностью и достаток и нехватку,

как с благодарностью принимаем саму жизнь.

И первый, самый близкий к свету, стоящий на пути его потока предмет – открытый сундучок разновесами,

как некий символ взвешенности, меры, уравновешенности… Цифры на гирьках, 6 и 9, поворачивающиеся то так,

то эдак, подчеркивают эту амбивалентность окружающего нас мира.

Однако все линии натюрморта (крышка сундучка с разновесами, нож, складка скатерти, плоскость граната

и расколотого ореха) стягиваются не к гирькам, а к ракушке на дальнем плане.

Раковина – символ бесконечности, бесконечного движения к совершенству, наполняющего жизнь смыслами,

а на «высшем» уровне осмысления объекта в символике натюрморта является знаком бренности,

преобразовавшимся в знаки спасения души. Она удалена вглубь натюрморта, как напоминание,

что за блеском и радостями телесной жизни, так трудно бывает обрести жизнь духовную.

О том же говорят и грецкие орехи, символизирующие жизнь души, запертой в теле (целый грецкий орех)

и жизнь души воскресшей (расколотый грецкий орех).

Вино, особенно недопитое, символизирует и необдуманно проживаемую жизнь, и остаток бесполезной роскоши.

А стеклянные бокалы, пустые или наполовину выпитые, означают хрупкость человеческого существования,

возможность быстрого изменения материального благополучия.

Золотое шитье - тщета роскоши.

Драгоценная утварь и изысканные яства, которые современники относили к типу “роскошных натюрмортов”,

чаще “прочитывались” ими как призыв к отказу от излишеств.

Три основных цвета натюрморта, красный, желтый и синий, являются не только базовыми цветами,

но и имеют символический смысл:

Желтый, золотой – символ богатства, и, одновременно, тщеты роскоши.

Красный – цвет энергии и жажды жизни.

Синий - символизирует равновесие.

Таким образом, тщетная роскошь золота посуды и шитья, вместе с энергией винно-красных оттенков граната,

кружки, скатерти и вина, уравновешивается темно-синим фоном, гроздью винограда,

синим орнаментом скатерти, как жизнь уравновешивает все её элементы, приводя к гармонии.

 


 

 

Борщ. 2016. Холст, масло. 65х110 см. Частное собрание. Москва

 

Борщ, суп, любая жидкая горячая еда - похлёбка, считается символом искушения

(Исав, Иаков и «Чечевичная похлёбка»), а поскольку, в нашем случае, именно тарелка с борщём

занимает центральное место - это может читаться, как некий символический призыв остановиться и понять,

что всё в этом мире быстротечно и нельзя поддаваться искушению бесконечных удовольствий…

Черствеет хлеб, бьётся хрупкое стекло, вянет зелень, трескается фарфор, рассыхаются доски  стола,

серебро покрывается патиной, вино превращается в уксус… но в эту минуту, остановленную в натюрморте,

хлеб мягок, зелень свежа, борщ горяч и нужно с благодарностью

пользоваться этим кратким мигом удовольствия….

Однако, тайные символы и знаки заставляют нас и в это мгновение задуматься,

остановиться в своём беспечном гедонизме:

Наполненный бокал – символ полноты жизни, но стекло – символ её хрупкости, а стеклянные бокалы -

пустые или наполовину выпитые означают хрупкость человеческого существования

Лук – символ трудности познания окружающего мира.

Как слой за слоем мы должны снять с него шелуху, что бы очистить, а, затем лить слёзы,

добравшись до настоящих слоёв, так и человек, «преумножая знания, преумножает скорби»…

Серебряные и металлические вещи – символ бессмысленности

накопления материальных благ («Ржавеет сталь…и т.п.»)

Лимон – «красив снаружи, кисел внутри», символ наказания за очарованность внешней красотой,

без размышлений о внутренней.

Мельница для специй или ступка – символ необратимости медленно текущей жизни

(«Жернова Божьи мелют медленно, но постоянно»)

При этом другие символы нас вдохновляют:

Хлеб и вино – не только символы Евхаристии,

но и символы некой сакральности простых вещей, приятия их не только с радостью, но и с благоговением

Чеснок – символ очищения, символ возрождения души

Грецкий орех в скорлупе - символ души, запертой в своём непонимании,

но, зато расколотый орех – символ возрождения души, соседство двух орехов – целого и расколотого –

символ души, стремящейся к совершенству, размещен перед тарелкой с борщом, как знак того,

что сначала мысли о душе, затем о теле…

Яйцо – символ воскрешения души

Множество овощей, фруктов, зелени – символ благополучия

Белоснежные салфетки и скатерти – символ чистоты


Кроме того, натюрморт можно отнести к «натюрмортам пяти чувств»,

известных ещё со времён барокко, когда в картине можно найти все пять чувств:

1.Зрение–это понятно, картина создаётся для созерцания

2.Осязание – борщ-горячий, водка в графинчике ледяная, сметана-холодная,

супница-горячая, скатерть-льняная, фарфор-гладкий и т.п.

3.Обоняние – пахнет практически всё: сало, лук, чеснок, помидоры, перец, хлеб… и, главное – борщ

4.Слух – звякают: рюмки и графины,  ложка и фарфор тарелки, половник и супница …

(создавая этот тип натюрморта, в эпоху барокко, что-бы ввести «слух» в нат-рт,

вводили ноты, муз.инструменты,

позднее стали водить «по-разному звучащие предметы разных фактур», фарфор, стекло, металл и пр.)

5.Вкус – это понятно, в нашем натюрморте вкусного много


Так же наш натюрморт можно отнести натюрмортам «четыре вкуса»:

1.Кислый – уксус, лимон

2.Сладкий – болгарский перец, сахар

3.Горький – чёрный перец, жгучий перец, лук

4.Солёный – соль, солёные огурчики

 

Другой пласт, это «времена года» в натюрморте:

Зима – лимон, традиционный символ зимы со времён барокко,

так же как  специи, чёрный перец, уксус, сало

Лето – традиционные символы: хлеб, колосья, молоко (в нашем случае сметана)

Осень – изобилие овощей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


   
Адрес: Москва, ул. 2 - я Хуторская, д.18 корп.1
Тел.:8 (495) 611 - 12 - 66
E-mail: minkinaolga@bk.ru