8 (916) 601 - 55 - 12
8 (499) 976 - 94 - 70
minkinaolga@bk.ru
О художнике

 

Встреча в Балашихе

Выставка Ольги Минкиной и Людмилы Немкович

фото с выставки здесь


«Страна, которая учит рисовать так же,

как читать и писать,

превзойдет все остальные страны».

Д. Дидро.


***

4 апреля в картинной галерее Балашихи при содействии директора Центра искусств и ремесел С. А. Сафронова

прошло открытие персональной выставки двух художниц, двух подруг – Ольги Минкиной и Людмилы Немкович.

Две женщины, влюбленные в изобразительное искусство и посвятившие свою жизнь любимому делу,

вместе прошедшие годы учёбы в московской школе художественных ремесел (МШХР)

и на художественно-графическом факультете московского педагогического университета им. В. И. Ленина

порадовали ценителей живописи и графики нашего города.

Живопись и графику преподавали будущим художницам -

заслуженный художник РСФСР Л. Е. Фролов, живописец, директор МШХР;

народные художники РСФСР В. А. Игошев и К. М. Максимов;

перспективу и черчение М. П. Макарова, автор учебника «Перспектива»;

историю искусств - знаменитый ныне доктор искусствоведения, профессор, В. Д. Дажина. 

 

 

Ольга Минкина. Белый шиповник. 2005. Холст, масло. 50х70 см      Ещё цветы здесь


«Входишь» на сайт художницы Ольги Минкиной и читаешь простую, без всяких витиеватостей и заумностей

фразу великого русского художника Василия Поленова: «Искусство должно приносить радость».

Недаром именно эта фраза стала девизом в творчестве Ольги.

О её полотнах не приходится много говорить, рассуждать, объяснять «непосвященному» зрителю

и искушенному эстету смысл творчества и великую знаковость изобразительного искусства.

Нежность старинного кружева, цвет белого фарфора, рассыпчатость пионов, запах роз - чаруют, заставляют улыбаться и смотреть…


Ольга Борисовна Минкина потомственный художник, родилась и выросла в Москве, в Сокольниках.

В семье бережно хранятся старинные скатерти, шкатулки, салфетки ручной работы из тончайшего белого батиста,

искусно украшенные вышивкой ришелье, сохраненные еще прабабушкой Марией Гавриловной Дунаевой.

Знала ли та скромная женщина, пережившая страшную войну, что эти предметы будут увековечены на полотнах её правнучки Оленьки?

Династия художников началась с деда Виктора Петровича Смирнова  и бабушки Зои Владимировны Беликович.

Зоя Владимировна окончила  художественные курсы ГТГ, занималась ксилографией и линогравюрой,участвовала в выставках.

Одна из её работ находится в фондах ГМИИ им. А. С. Пушкина.  

Дед, Виктор Смирнов, учился у Н. П. Крымова в Московском изотехникуме памяти 1905 года,

потом в станковой мастерской С. В. Герасимова в МГХИ (теперь МГАХИ им. В. И. Сурикова).

Пропал без вести в боях под Вязьмой в 1942 году.

Мама, Алла Викторовна Смирнова, закончила МГПИ им. В. И. Ленина художественно-графический факультет,

училась у В. П. Ефанова, Б. М. Неменского, Ф. П. Решетникова.


Можно сказать, что жизненный путь Ольги Минкиной был предопределён еще в детстве.

Но, как говорится, человек предполагает, а Бог располагает.

В случае с Ольгой - желание семьи, чтобы дочь стала «настоящей» художницей и божий промысел совпали.


Я спрашивала Ольгу Борисовну о том, как ей удаётся кистью и красками передать запах и нежность цветов,

хруст накрахмаленной салфетки, холод столового серебра, хрупкость фарфора?

Как долго приходится работать над одной картиной?

И была удивлена рассказом о многочасовой работе над постановкой натюрморта,

тщательнейшей прорисовкой каждой детали сначала карандашом, а потом и кистью.


Любовь к родным русским просторам выразилась в пейзажах Севера и Костромы,

Подмосковья и деревень Владимирской области. Ольга Борисовна много поездила по родной стороне:

Архангельская область, Каргополь, Ошивенск, Няндыма, Белое озеро, Кирилло-Белозёрск, Суздаль, Ростов, Переславль…

и многие другие города Русского Севера. Несколько лет жила в Плёсе.


Всё радует и восхищает глаз профессионального художника:

кривенькие избы, покосившиеся изгороди, заснеженные поля и просёлки.

Долгими зимними вечерами, когда за окошком воет метель, занималась графикой, искала технику,

в которой работает до сих пор – тушь, кисть, перо.

Интерьер рубленой избы - старинный сундук, железная кровать с шишечками, ситец на окнах, домотканые половички,

нехитрая крестьянская утварь, стали «героями» графических работ художницы.


И, конечно, родная и любимая Москва, старая и теперешняя, с купеческими и княжескими особняками

и высотками на дальнем плане, скверами и площадями, зимняя, весенняя, разная…


Ольга Борисовна уверенно чувствует себя и в эстампе,

с упоением работает цветными карандашами, в последние годы увлеклась гризайлью.


Выставочную деятельность Ольга Борисовна ведёт с 1986 года.

Её работы украшали выставочные залы Хельсинки («Живопись и графика России», Посольство России в Финляндии, 1992),

Берлина («Пейзажи Костромы», Посольство России в Германии, 1993, «Пейзаж России», Институт русской культуры в Берлине, 1994),

Лос-Анджелеса (выставка «New Russin realism», «Pacific Design Center», «MOCA», 2010),

Парижа (Салон современного искусства, Лувр, 2014).

Персональные выставки художницы прошли в Государственной Думе РФ («Москва, цветы и натюрморты», 2014),

в администрации Президента РФ (2013), в Газпроме (2010), в галерее «Союз-Творчество».

С 1997 года Ольга Борисовна член Творческого Союза Художников России и Международной Федерации Художников.

С 1998 года постоянный участник ежегодных Международных художественных Салонов в ЦДХ.

Финалист конкурса «ArtPreview» 2011, 2012.

Работы художницы опубликованы в каталогах «Российское искусство. Год культуры Великобритании в России» (2014),

«Искусство России» (2011, 2010, 2008, 2004), «Союз Творчество» (2001).

Работы Ольги находятся в частных коллекциях в России и за рубежом.

 

Очень точно сказал о творчестве художницы Ольги Минкиной президент галереи «Союз Творчество»,

искусствовед О. П. Калмыков: «Только творческая личность может, вопреки житейским сложностям,

создать свой уникальный мир, не утонув в хаосе повседневных мелочей, стремясь подарить этот мир всем,

кому не чуждо ощущение великолепия жизни, кому дано видеть в каждом зёрнышке целую Вселенную».

 

 

Людмила.Немкович. Пижма. 2001. Холст на картоне, масло, 40Х35 см

 

Московская школа художественных ремесел (МШХР) поистине «Alma Mater» 

и для семьи Людмилы Львовны Немкович  Её родители – Клавдия Дмитриевна и Лев Леонидович,

учились на отделении росписи по ткани

в Московской школе художественных ркмёсел, которую впоследствии закончила и Людмила.

Творческая судьба сложилась так, что Лев Немкович стал заниматься оформительским делом,

а дочь Людмила, проработав пять лет на Московском заводе гравюры на металле

(кстати, работали они вместе с Ольгой Минкиной),после окончания вуза, стала помогать отцу.

Изучала шрифты и законы композиции плаката (о рекламе в советские годы ещё и не знали).

 


Творчество Людмилы Немкович – синкретично.

Слой изобразительного искусства накладывается на слой декоративно-прикладного.

Живопись, графика и любимая московская роспись, которой обучилась ещё в юные годы в Школе ремесёл –

вот основное кредо балашихинской художницы Людмилы Немкович.

Её пейзажи говорят о приверженности к традициям школы русской реалистической живописи. Картины

«Осенняя дорожка» (я называю её «Дорога к храму»), «Дом в котором родился отец», «Бабушкины любимые…» -

раскрывают художницу как натуру с богатой внутренней жизнью, бережно относящейся к традициям и устоям семьи.


На выставке «Встреча в Балашихе» собрались коллеги и друзья, бывшие однокурсники и педагоги.

Тихо играл саксофон, наполняя праздничную атмосферу чарующими звуками медленного джаза.

Цветы с полотен художниц гармонично вписались в море живых букетов.

Выставка получилась необыкновенно красивой,

не смотря на принципиальную разницу между творчеством двух художниц:

Ольга Борисовна, после ухода с завода художественной гравюры,

больше никогда не занималась никакими видами декоративного искусства,

обратившись только к станковой живописи и графике; Людмилу Львову всегда привлекало прикладное творчество,

а с 2012 года она возглавила руководство отделением художественных ремёсел МАУК «Центр искусств и ремесёл» г. Балашиха.

Занимается созданием эскизов текстильных изделий, оформлением выставок и конкурсов,

проводит показательные и обучающие мастер-классы.

 

 

Людмила Немкович. Сундук "Купчиха". 2014. Фанера, роспись.


В 2014 году на канале RTVI прошёл документальный проект «Русское образование в мире»,

показанный на всех русскоязычных телеканалах Германии, Израиля, Великобритании, Испании,

США, Канады, Австралии, странах СНГ и Прибалтики.

В фильме «Художественные промыслы. Русский метод. Ремесло как искусство»,

Людмила Немкович представляет наш Центр как очаг культуры, возрождающий и поддерживающий

традиции национального декоративного достояния.  

Она член московской областной общественной организации по содействию творческой деятельности художников

и работников культуры «Общество художников».

 

 

 

Зима в усадьбе Пехра-Яковлевское. 2015. Бумага, тушь. 21х29 см. Ещё графика здесь

 

Ольга Борисовна, в знак признательности за приглашение выставиться в нашем городе,

специально создала четыре графических работы с видами усадьбы Пехра-Яковлевская.

 

Людмила Львовна выставила на суд зрителей вновь написанные нежнейшие акварели с изображением фиалок и крокусов,

напоминающие о скором наступлении тепла:

«Скоро будем радовать Вас своим цветением… Потом расцветут пионы, такие как на картинах Ольги,

наступит жаркое лето – запахнет лилиями, ромашками и пижмой – любимыми цветами Людмилы…».

И тогда две подруги, как и раньше, поедут на этюды в Шустино ко Льву Леонидовичу, отцу Людмилы.

Будут бродить по перелескам и луговинам, делать зарисовки,

а вернувшись под вечер в дом, вместе со старым художником, просматривать дневные наброски.



Человеку свойственно ценить прекрасное.

Душа наша нуждается в красоте. Вся человеческая культура пронизана поиском её.

В основе мира лежит гармония, и человек изначально был причастен к ней.

Красота природная всегда отличается от красоты искусственной.

Искусство тогда становится интересно зрителю, когда оно выдумано. То есть создано искусственно.


«Выполняя  роль магического кристалла, искусство может привести и в рай и в ад.

В этом акте творения личность художника становится краеугольным камнем,

замыкающим на себе не только исторические, но и космические процессы». М.А.Врубель.


Выставка «Встреча в Балашихе» - знаковое событие в культурной жизни города.

В наше трудное время, когда мы находимся на пересечении многих дорог,

в думах о решении правильного выбора жизненного пути,

соприкосновение с творчеством художниц, кредо которых является Красота, очищает сознание от шлаков поп-культуры,

даёт энергию для активности и становится главным орудием в познании мира.


Мы благодарим Ольгу Борисовну Минкину и Людмилу Львовну Немкович

за организацию прекрасного праздника и желаем больших творческих успехов.

.

 

Е.В.Елистратова

 искусствовед, член ТСХР, ведущий методист МАУК «Центр искусств и ремёсел» г.о. Балашиха, 

8 апреля 2015

 

 

 


 

 


 

Из династии художников

 Беседу ведёт журналист Наталья Арсеньева

 

Мне повезло, я лично знакома и, более того  дружу,

с замечательной художницей,

чья картина украшает мою гостиную.

Ольга Минкина — потомственный художник,  член  Союза художников.

Ах, как славно бывать у нее в мастерской,

где у окна расположился очередной натюрморт,

где в старинном буфете антикварное серебро

и фарфор, а на мольберте начатая картина.

Мы уютно располагаемся на бесконечно-

позитивной оранжевой кухне, пьем душистый чай,

едим вкуснейшие домашние пирожки с капустой

и говорим-говорим-говорим.

Обо всем: о живописи и прочитанных книгах,

о выставках и путешествиях, да и просто о жизни.

 

Ольга Минкина родилась и выросла в Сокольниках,

и воспоминания о детстве у нее самые замечательные.

Воспитывала ее прабабушка

Мария Гавриловна Дунаева,

происходившая из старинного купеческого рода Дунаевых.

 

 

Порядки в семье были самые строгие.

Даже пережив войну, прабабушка не продала ни одной семейной ценности.

Так что, до сих пор у них дома бережно хранятся старинные скатерти, шкатулки,

салфетки ручной работы и столовое серебро.

Именно эти предметы и стали, впоследствии, украшением её натюрмортов.

 

Оля, а, с кого же, в Вашей семье началась династия художников?

 

С моего деда Виктора Петровича Смирнова

и моей бабушки Зои Владимировны Беликович.

 

 

Бабушка из семьи потомственных польских дворян, волею судьбы оказавшихся

после революции в Москве,

в одной из густонаселённых сокольнических коммуналок, в крайней бедности.

Поэтому закончила только художественные курсы.

Бабушка активно занималась ксилографией и линогравюрой.

Выставлялась.

Одна из её работ была куплена кабинетом гравюр ГМИИ им. А.С. Пушкина.   

Дед  был прекрасным художником-живописцем.

В Московском изотехникуме памяти 1905 года он учился в мастерской Крымова.

В 1936 году во главе МГХИ (теперь «суриковский») встал И. Э. Грабарь,

с именем, которого, связано восстановление лучших традиций «московской школы».

Именно тогда мой дед,

как и некоторые другие бывшие студенты изотехникума (Ю. Кугач, Н. Соломин),

был приглашен в МГХИ, в станковую мастерскую С. Герасимова. 

 

 

В августе 1941 весь курс был призван в армию.

А, в 1942 году вышел приказ о демобилизации дипломников,

но дед отказался покидать линию фронта и пропал без вести где-то под Вязьмой. 

Война разрушила все творческие планы моей бабушки.

С маленьким ребёнком (моей мамой) и с престарелыми родителями на руках,

ей приходилось думать лишь о хлебе насущном.

Впоследствии она всю жизнь проработала учителем изо и черчения.

Карьера художника так и не сложилась. 

 

 Конечно, родившись в семье художников, ваша мама тоже стала художницей?  

 

Моя мама Алла Викторовна Смирнова

окончила художественно-графический факультет

Московского педагогического института имени В. И. Ленина (мастерская В. П. Ефанова),

там же училась у выдающихся мастеров: Б. М. Неменского, Ф. П. Решетникова…

Много писала в молодости, но по целому ряду причин оставила занятия живописью.

 

 

На Вас, как на единственную наследницу, возлагались особые надежды? 

 

Если честно, то я сама себя видела только художницей, другой вопрос,

что постоянно ощущался прессинг семьи:

всем хотелось, чтобы уж я-то стала «полноценным» художником.

 А поскольку я тогда мечтала заниматься прикладным искусством,

то, после восьмого класса

отнесла рисунки в Школу художественных ремесел (МШХР),

что на Семеновской.

Отделение называлось «Роспись по металлу».

Мы занимались в основном «московской росписью»,

но нас возили и в Жостово, и в Хохлому, и в Федоскино.

 

 

Училище закончила с отличием. Но, пока училась, поняла,

что прикладное направление не мое,

и хотелось бы овладеть классической живописью.

В итоге, в 1991 годуя окончила художественно-графический факультет

Московского педагогического университета имени В. И. Ленина.

Впоследствии обустроила собственную мастерскую, начала сотрудничать с галереями,

заниматься выставочной деятельностью.

Любимой темой стали цветы и натюрморты

с предметами домашнего обихода, старинным кружевом и серебром.

 

Оля, что для Вас, понятие «интерьерная живопись»?

Когда картина подбирается дизайнером или архитектором под общий интерьер,

а владельцы приходят уже на всё готовое?

 

На мой взгляд, это ошибка, потому что живопись

предполагает личный контакт человека с картиной,

а не навязывание непонятного и не близкого конкретному зрителю, сюжета или манеры художника,

подходящих лишь под цвет стен.

Живопись может дать гораздо больше, чем простое цветовое пятно,

здесь много теряет сам хозяин квартиры,

в этом случае лучше использовать репродукцию.

Я хочу сказать, что истинная живопись, 

должна и может давать гораздо больше, чем приглянувшийся сюжет. 

 

А картины делятся на мужские и женские? 

 

Конечно, нет, но меня удивляет, как многие мужчины любят цветы...

Причем, мужчины и женщины совершенно по-разному, говорят об одном и том же.

Для мужчин очень важен ассоциативный ряд: они, как правило,

не знают названия самих цветов,

но помнят их визуально, помнят, как они пахнут, помнят,

что, вот именно такие, как на картине, росли в их детстве,

у бабушки на даче, и они хотят иметь именно

вот этот кусочек приятных воспоминаний уже у себя дома.

Почему-то мужчины очень любят пионы и подсолнухи...

Всегда отмечают в картине свет, цвет, настроение,

часто говорят, что, глядя на мои картины, будут душой отдыхать.

А, женщины - детально рассматривают живопись,

отмечают все мелкие детали, тонкость прописанных лепестков и кружев...

И цветы выбирают, те, которые сами знают и любят. 

 

 


 

 

Тихая жизнь вещей...

Живопись и графика Ольги Минкиной

 

"Для совершенствования мировоззрения

наши мысли так же нуждаются в возможности проникновения в существо предметов,

как ароматы, чтобы разлиться, нуждаются в цветах..."  Борис Виппер  

 

Полностью соглашаясь с мнением известного искусствоведа Бориса Виппера,

мы можем сказать, что произведение искусства

всегда несёт в себе не только художественные задачи,

но и мировоззрение, которое, воздействуя на духовный мир зрителя,

формирует его в соответствии

с философскими и эстетическими идеалами художника.

Профессионал в творчестве - это всегда прекрасно,

всегда притягательно, если художник, свободно владея техникой исполнения,

имеет возможность сосредоточить силы на внутренней сути изображаемого.

Именно так и работает Ольга:

легко преодолевая технические трудности реалистической техники,

она ведёт зрителя дальше, проникая в "самое существо предметов",

и мы видим в скромном зимнем пейзаже - безукоризненное совершенство природы,

в старинной посуде - протекающее мимо время, а в лепестках цветка - целый мир. 

В наше время, когда необходимость переосмысливать действительность

и многочисленные перемены во всех областях жизни

часто наполняют искусство драматически  тревожными символами,

Ольга избирает основой творческого мировоззрения внутренний покой,

равновесие и совершенство изображаемого.

И именно это умение глубоко проникать в избранную тему,

создавать свой собственный мир гармонии и тишины,

так привлекательно в работах художника. 

Неопытному зрителю может показаться,

что при таком владении техникой полотна

создаются художником легко и быстро. Однако это не так.

Ольга работает над картиной долго и вдумчиво,

шлифуя и оттачивая образ, не сразу выпуская свое создание из мастерской.

Полотна Ольги - это подлинный театр из цветов, старинных драпировок,

вещей, согретых историей прожитых жизней,

пронизанных подспудно ощущаемым душевным теплом. 

К пейзажу художница подходит так же трепетно, как и к натюрморту,

изображая портрет дерева, камня, лодки, отражённой в воде, падающего снега...

Она делает значительным каждый камень, каждую травинку,

каждый цветок изображённого мотива, не важно лодка ли это на озере,

храм на холме, итальянский дворик

или уголок подмосковного сада - во всём мир, покой, отдохновение...

Во всём она видит не"naturmort", не "мёртвую натуру",

а "stilleven", "тихую жизнь вещей"...

Глубоко понимает совершенство окружающего мира и умеет передать его на холсте.

К сожалению, информационное изобилие "эпохи интернета"

порождает большие иллюзии,

и, как следствие, глубокие духовные разочарования.

Казалось бы, чего нам не хватает во времена "постмодернизма"

с его широким доступом ко всем сокровищам мировой культуры?

Ответ прост: самостоятельно выработанного мировоззрения.

А здесь перед нами художник, имеющий свой твёрдый,

спокойный голос. Художник, который не боится сделать своим кредо

опору на лучшие традиции реалистического искусства

и говорить с нами об утверждении собственных взглядов на языке этой традиции.

Отсюда вытекают и особенные художественные задачи:

дать зрителю прочувствовать изображаемое,

дать ему возможность коснуться полированной поверхности

старинного стола, потрогать кружева

салфетки, тронуть ветку дерева, ощутить, как на ладонь

падают снежинки, изумиться прихотливому узору вазы,

совершенной красоте цветка, а, главное, художник приглашает нас отдохнуть

в мире гармонии, равновесия и совершенства.

 

Анна Дмитриева, искусствовед 

 


 

 

Простое в сложном, сложное в простом

 

Это даже не удивительно, а оглушительно, как летит время!

Как будто и не надо никуда оглядываться, а только смотри и смотри вперёд!

И в этой суете забываем, забываем о главном, забываем об основном,

и просто невероятно, как всё переходит из возможного в уже пройденное.

Ольга Минкина. Кажется, она выставлялась в нашей галерее буквально вчера,

а сколько времени прошло!

И снова её уверенные и утончённо-монументальные полотна

вырывают нас из повседневной

текучки, останавливают время, принося с собой ощущение

весеннего сада и гармонии жизни.

Только творческая личность может, вопреки всем житейским сложностям,

создать свой уникальный внутренний мир,

не утонув в хаосе повседневных мелочей, стремясь подарить этот мир всем,

кому не чуждо ощущение великолепия жизни,

кому дано видеть в каждом зёрнышке целую Вселенную. 

 

О. П. Калмыков, искусствовед, президент галереи "Союз Творчество",

   
Адрес: Москва, ул. 2 - я Хуторская, д.18 корп.1
Тел.:8 (495) 611 - 12 - 66
E-mail: minkinaolga@bk.ru